Регистрация ИП

 

Кто такой ИП

ИП (индивидуальный предприниматель, частный предприниматель) – физическое лицо, зарегистрированное как предприниматель без образования юридического лица, но фактически обладающие многими правами юридических лиц. Он свободно использует выручку. Для регистрации не нужно иметь юридический адрес и уставной капитал. Однако индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, за исключением перечня имущества, на которое невозможно предъявить взыскание (например, единственное жилье).

Если вы постоянно занимаетесь какой-либо деятельностью, и она приносит доход, то это предпринимательство. Чтобы законно заниматься бизнесом, его нужно зарегистрировать — то есть получить статус индивидуального предпринимателя или открыть фирму. 

 

Проще всего зарегистрироваться в качестве ИП. Такой вариант подойдет, если вы что-то делаете лично или с наемными работниками, но без партнеров. У ИП понятнее и проще учет, меньше отчетности, можно сэкономить на налогах и при необходимости быстро все закрыть.

                                     
Пакет документов для регистрации ИП

Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, надо пройти процедуру государственной регистрации в соответствующем органе ФНС по месту вашей прописки (проживания). Если вы являетесь совершеннолетним гражданином Российской Федерации, то для регистрации будут необходимы следующие документы:

- заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001;  

- копия российского паспорта;  

- квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. 

С 01.01.2019 г. при отправке документов для регистрации в электронном виде не требуется оплачивать государственную пошлину.

Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 №129-Ф3 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

 

Инструкция для регистрации ИП

  1. Выбрать способ регистрации ИП. 

Есть два способа, чтобы произвести регистрацию ИП: первый - сделать это самостоятельно (подготовить документы и т.д.), второй - сделать платную регистрацию через специализированную компанию (кто хочет сэкономить время и т.д.).

2.Определиться с видами деятельности (подобрать коды деятельности ОКВЭД). 

Надо выбрать из справочника ОКВЭД коды видов деятельности, которыми планируете заниматься после регистрации ИП. Принято выбирать несколько кодов, но один определить как основной. От этого будет зависеть система налогообложения, право на применение пониженных ставок и т.д.

  1. Подготовить пакет документов. 

Заполнить заявление по форме Р21001, квитанцию об оплате госпошлины, заявление о переходе на УСН (если планируется применять УСН), оригинал паспорта и ксерокопии всех его страниц (и пустых), копию свидетельства ИНН (не обязательно, но в некоторых ИФНС могут потребовать).

  1. Надо выбрать систему налогообложения. 

От выбранной системы налогообложения зависит, какую отчетность надо будет вести, сколько налогов платить, какой деятельностью заниматься. 

Есть общая система налогообложения - ОСНО, эта система применяется по умолчанию, если ИП не выбрал спецрежим. Здесь ИП должен платить налог на доходы и НДС, почти как фирма, а также сложнее вести учет. Кроме ОСНО, есть спецрежимы - такие системы налогообложения, на которых платят один налог или используют льготную ставку. 

Выбирать можно из следующих спецрежимов:

 УСН (упрощенная система налогообложения) - можно платить налог с дохода или с разницы между доходами и расходами, декларация подается раз в год;

ЕНВД (единый доход на вмененный налог) - налог надо платить не от фактического дохода, а от вмененного, декларацию сдают каждый квартал;

ПСН (патентная система налогообложения) - суть в покупке патента на определенный вид деятельности на несколько месяцев или год;

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) - спецрежим для определенных отраслей, например, агрофирм, налог платят два раза в год, декларацию подают по итогам года. 

Большинству индивидуальных предпринимателей рекомендуется применять упрощенную систему налогообложения (УСН), она является наиболее простой в понимании и выгодной в применении, на ней можно заниматься почти всеми видами деятельности. Заявление о переходе на УСН можно подать сразу с документами на регистрацию ИП или в течение 30 календарных дней после создания ИП.

  1. Выбрать место регистрации ИП. 

В качестве адреса регистрации ИП всегда указывается адрес места жительства ИП, т.е. адрес регистрации физического лица по паспорту (зачастую это просто домашний адрес).

  1. Подать документы на регистрацию в налоговую инспекцию или МФЦ. 
  2. Получить документы зарегистрированного ИП. 

Через 3 рабочих дня - при подаче через налоговую, или через 10 - при подаче через МФЦ, вам надо прийти за готовыми документами.

При себе надо иметь паспорт и расписку, а представителю потребуется и доверенность. Если ИП успешно зарегистрирован, то инспектор должен вам выдать: лист записи ЕГРИП (с номером ОГРНИП); свидетельство ИНН (если до этого у вас не было ИНН), в некоторых ИФНС дополнительно могут сразу также выдать Уведомление о постановке на учет в ПФР (Пенсионный фонд); Уведомление о присвоении кодов статистики (из Росстата). Рекомендуем сразу проверить эти документы на наличие ошибок, в налоговой тоже работают люди.

После регистрации ИП

И вот, если регистрация прошла успешно, то остаётся сделать следующее:

- встать на учет в качестве работодателя в ПФР и ФСС (если у вас есть сотрудники);

- получить коды статистики;

- изготовить печать;

- открыть расчетный счет в банке;

- если нужны работники, то произвести их оформление;

- если ваша деятельность лицензированная, то получить лицензию;

- приобрести кассовый аппарат, если это необходимо;

- обеспечить ведение бухгалтерского учета ИП.

После официальной регистрации можно вести предпринимательскую деятельность на законных основаниях: и заключать договоры, и нанимать сотрудников, и открывать расчетные счета.                                                                                              

Смотрите также:

Ликвидация ИП


Печать